Правовые аспекты проведения региональных и межрегиональных кинологических мероприятий

После 1991 года в нашей стране стали проводить множество выставок, а затем и полевых состязаний, называемых региональными и межрегиональными. Однако правовой статус данных мероприятий до настоящего времени никем не был исследован. На сегодняшний день мне не удалось найти никаких ссылок в литературе и Интернете на указанную тему. Этот факт однозначно говорит о новизне проведенного мною исследования и его актуальности.

Целью исследования является изучение принципиальной возможности проведения региональных и межрегиональных кинологических мероприятий на основе существующей нормативно-правовой базы. Предмет исследования – правовые аспекты организации и проведения региональных и межрегиональных кинологических мероприятий.

Предварительное ознакомление с проблемой позволило выдвинуть гипотезу: организация и проведение региональных и межрегиональных кинологических мероприятий в настоящее время не соответствует действующим нормативным правовым документам.

Вначале попытаемся разобраться с терминологией.

Согласно словарю (11) регион [англ. region < лат. regio область, округ, район] означает: 1. область, район; часть страны, отличающуюся от других какими-либо свойствами (экономико-географическими условиями, национальным составом населения и т.п.). 2. группу близлежащих стран, отличающуюся общностью расового или этнического состава, культурных традиций и т.п.

Но это – всего лишь словарная статья. Нас же для целей нашего исследования интересует прежде всего юридическое толкование данного термина.

Вначале обратимся к Конституции Российской Федерации (1), а именно – к статье 65, содержащей список субъектов Федерации: республик, краев и областей и включенных в этот список городов Москва и Санкт-Петербург. Данная статья закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации на момент принятия настоящей Конституции. Из приведенных положений следует, что в Российской Федерации 89 субъектов, в том числе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Список субъектов является исчерпывающим.

Отметим, что согласно Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ (2) в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации – Пермский край. Однако на данный момент мы должны руководствоваться списком субъектов, перечисленных в статье 65.

Таким образом, мы видим, что понятие «регион» в этом списке отсутствует. Более того, оно вообще отсутствует в Конституции.

В действующей сегодня нормативно-правовой базе мы можем найти лишь несколько документов, в которых упоминается термин «регион».

Указом Президента Российской Федерации от 03.06.96 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» утверждены упомянутые положения, в которых читаем: «Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации».

Отметим, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.03.96 № 327 «Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации Основных положений региональной политики в Российской Федерации» (7), упомянутое определение было дополнено словами: «В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации», однако из окончательного текста, утвержденного Указом Президента, эти слова были исключены.

Обратимся к Федеральной программе по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.05.94 № 1016 (4) и фактически утратившей силу: «регион (региональный уровень) – родовое понятие, используемое для обозначения национально-территориальных (республика, автономная область, автономный округ) и административно-территориальных (край, область, г.г. Москва и Санкт-Петербург) субъектов Российской Федерации». Если оставить в стороне забавные определения субъектов Федерации законодателем, то под регионом в упомянутом документе подразумевались субъекты Российской Федерации, перечисленные в статье 65 Конституции РФ.

Положение «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 № 1094 (8), дает следующее косвенное определение региона: «к региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации».

Интересные определения дает Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ (3) в статье 14: «Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства».

Наконец, очень любопытный документ – Временное положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 № 955 «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации» (5), в котором мы читаем: «региональные лотереи – лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории одного субъекта Российской Федерации, либо лотерейные билеты которых могут распространяться среди населения двух и более муниципальных административных территорий, относящихся к территории одного субъекта Российской Федерации».

Из всего перечисленного мы можем сделать ряд выводов.

Во-первых, не существует четкого и точного законодательного определения понятия «регион». Все упомянутые определения противоречивы: регионом могут быть как два муниципальных образования, так два и более субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, отмеченная правовая неразбериха способствует вольному обращению с понятием «регион» в смысле его применения для целей юридической практики.

В-третьих, несмотря на то, что законодатель в большинстве случаев при определении понятия «регион» склоняется к тому, что границы региона совпадают с границами субъекта Федерации, и мы по смыслу могли бы принять равенство «субъект = регион», тем не менее, не следует этого делать. Причина – необходимость однозначного толкования терминов для правоприменительных целей.

Наконец, мы можем сделать и такой вывод: в практике не следует применять термины «регион», «региональный» и «межрегиональный» как не имеющие однозначного юридического определения.

Теперь обратимся к основополагающим кинологическим документам.

Правилами проведения выставок охотничьих собак (9) определено, что «…выставки могут быть Всесоюзными, республиканскими, АССР, межобластными (зональными), областными (краевыми), окружными ВОО, городскими (гарнизонными), межрайонными и районными». Список является исчерпывающим, и региональные или межрегиональные выставки этими Правилами не предусмотрены.

Правила испытаний и состязаний охотничьих собак (10) также приводят исчерпывающий список полевых мероприятий: «испытания собак могут быть: районные, межрайонные, городские, областные, краевые, АССР и окружные, а также ведомственные в масштабах питомника, промхоза и охотничьего хозяйства. Состязания могут быть: окружные, областные, краевые, АССР, межобластные (зональные), республиканские, межреспубликанские и всесоюзные». Как видно, и эти Правила не упоминают региональные или межрегиональные испытания или состязания.

Тогда на каком основании в России проводятся кинологические мероприятия, называемые региональными и межрегиональными?

Проведение подобных мероприятий могло бы быть мотивировано юридическим принципом «всё, что не запрещено – разрешено», поскольку в процитированных кинологических документах действительно не содержится прямого запрета. Однако упомянутый принцип отражает так называемую аналогию права – ситуацию, когда невозможно найти и применить к правоотношениям наиболее близкую, аналогичную норму, т.е. применить аналогию закона. В нашем же случае мы имеем наиболее близкие правовые документы – вышеупомянутые Правила (9, 10), которые в некоторой их части фактически устарели и не применяются, но которые по настоящий момент являются действующими, так как их действие не отменено. Значит, мы всего лишь имеем определенный пробел в праве.

При обнаружении пробела в праве самый правильный и целесообразный выход - найти норму, которая регулирует наиболее близкое, родственное (аналогичное) отношение, и решить дело в соответствии с ее предписаниями, т.е. применить аналогию закона.

Как мы выяснили, не существует четкого определения понятия «регион», а действующие основополагающие кинологические документы и, в частности, упомянутые Правила (9, 10), должны применяться в части, не противоречащей действующему законодательству.

Поскольку в настоящее время не существует союзного государства, союзных и автономных республик, то в этой части кинологические документы не должны применяться и не применяются. По аналогии права в настоящее время проводятся, например, Всероссийские состязания и выставки (вместо бывших Всесоюзных), что не вызывает сомнений в правильности такого подхода. Но возможность проведения региональных или межрегиональных мероприятий представляется неправомерной по всем основаниям.

Если же исходить из практики проведения так называемых региональных или межрегиональных мероприятий, то по сути, фактически, эти мероприятия являются областными или межобластными (зональными), поэтому правильно было бы и называть их соответственно, и применять к ним все организационные и иные требования, которые применяются к областным и межобластным (зональным) мероприятиям.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод: применение к кинологическим мероприятиям названий «региональные» или «межрегиональные» представляется неправомерным, поскольку, во-первых, отсутствует четкое определение понятия «регион» и, во-вторых, действующими кинологическими документами подобные мероприятия не предусмотрены.

Данное исследование и сделанный на его основании вывод целиком и полностью подтверждают гипотезу о неправомерности проведения кинологических мероприятий под названиями «региональные» или «межрегиональные».



Список литературы:

  • 1. Конституция Российской Федерации.
  • 2. Федеральный конституционный закон от 25.03.04 № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».
  • 3. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ.
  • 4. Указ Президента РФ от 24.05.94 № 1016 «О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы».
  • 5. Указ Президента Российской Федерации от 19.09.95 № 955 «Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации».
  • 6. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.96 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  • 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.96 № 327 «Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации Основных положений региональной политики в Российской Федерации».
  • 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.96 № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  • 9. Правила проведения выставок охотничьих собак на территории СССР, приняты ВКС МСХ СССР 30 ноября 1984 г., утверждены приказом ГУ по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству МСХ СССР № 4 от 26 февраля 1985 г.
  • 10. Правила испытаний и состязаний охотничьих собак, утверждены приказом ГУ по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству МСХ СССР № 16 от 29 сентября 1972 г.
  • 11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов // М.: Рус. яз., 2003. – 856 с.




  • Интересно узнать Ваше мнение о публикации.

    Опубликованное здесь важно и нужно? Абсолютно не важно? Воспользуйтесь, пожалуйста,

    Авторское право © 2005 - А.Лютин.




    Главная | О себе | О собаках | Об охоте | Разное | Новости | Гостевая книга
    Навигация | E-mail | Толковый словарь | Ваша информация | English


    Hosted by uCoz
    Hosted by uCoz